Вильдан Гадиев: «Самая сложная борьба всегда была и есть – это борьба с самим собой»
Продолжаем серию интервью с настоящими профессионалами своего дела – игроками, сумевшими выбрать настольный теннис занятием всей своей жизни. После жаркого португальского Жункала чартерным рейсом отправляемся во французский Аржентан (Нижняя Нормандия), чтобы побеседовать с открытым и эмоциональным Вильданом Гадиевым, игроком местного «Баярд Аржентан».
Вильдан, расскажи, как и где занялся настольным теннисом.
Я начал заниматься настольным теннисом в городе Стерлитамак (Башкортостан). Этот день запомнил навсегда – шесть часов вечера, 1 сентября 1999 года. На первом этаже нашего жилого дома работал спортивный клуб «Надежда». И как любому шестилетке, мне стало любопытно, чем же там занимаются.
Зашёл в клуб и увидел, как играют старшие ребята. Мне разрешили сесть и посмотреть их тренировку.
И тут я забыл про все на свете, сидел с открытым ртом и смотрел, пока через три часа меня не забрали родители. На следующий день я уже пришёл на свою первую тренировку.
Помнишь своего первого тренера? Расскажешь о каких-то отличительных особенностях его тренировок?
Моего первого тренера звали Эдуард Альфирович Латыпов. Но я называл его просто Эдик. Особенность его тренировок в том, что он заставлял нас учиться на своих ошибках. Часто смотрели в замедленной съемке игры китайских спортсменов, как они двигаются, разбирали до мелочей их тактику. Не было каких-то определённых часов тренировок, мы занимались столько, сколько я хотел, а заниматься я хотел всегда. Со временем я рос как спортсмен, а Эдик – как тренер. Считаю, что он выстроил правильные дружеские отношения между тренером и учеником. Доверие было стопроцентным. У нас было много общего, мы жили настольным теннисом. Думаю, что самая главная черта моего первого тренера – искренняя вера в своего ученика, за что я до сих пор по-настоящему ему благодарен.
Вспомни свой самый первый крупный детский турнир. Как настраивался, как играл, кто тебя поддерживал?
Первый крупный турнир и, возможно, самый запоминающийся – Первенство России в Москве в 2003 году. Настраивал меня, как всегда, мой тренер Эдик. И слова были всегда одни и те же: «Мы всех порвём!».
Тогда я занял третьи места и в паре, и в личном зачёте. Вспоминать, как это было, очень забавно: майка «покемон» и обычные кеды, купленные на базаре, которые были на два размера больше, и пришлось играть в шерстяных носках. Каждое проигранное очко – слезы, истерики, кидание ракеток, обвинения тренера во всех бедах… И в парном разряде то же самое, только психовали уже вместе с моим напарником.
Во время встречи поддерживал меня тренер и его друг Паша. Хотя я плохо помню про поддержку, потому что во время игры у меня есть только стол и соперник. Эта привычка осталась и по сей день: даже если будет весь зал кричать, я все равно ничего не услышу.
Чего добился в юношеском настольном теннисе? Назови свои самые большие титулы, может помнишь самые сложные матчи в борьбе за эти награды.
В юношеском возрасте был в сборной команде России. В парных и командных соревнованиях всегда показывал высокие результаты. На открытом первенстве Египта 2009 года стал серебряным призером в личном разряде и в команде с Филиппом Куимовым. В том же году на открытом первенстве Франции стали бронзовыми призерами в команде.
Вспомнить какой-то сложный матч тяжело, ведь каждая игра – это отдельная история борьбы с соперником и с самим собой. Для меня самая сложная борьба всегда была и есть – это борьба только с самим собой.
Как тебе дался переход во взрослый настольный теннис? Играл ли на турнирах против сегодняшних сборников и с каким успехом?
При переходе во взрослый спорт, можно сказать, повезло. В 2010 году я переехал в Верхнюю Пышму, где на тот момент работал тренер национальной сборной России Власов Сергей Фёдорович. Соответственно, часто проходили национальные сборы, и была возможность тренироваться с лучшими игроками. После переезда я сразу начал играть в Премьер-лиге, что способствовало быстрому росту. Помимо частых сборов в Пышме, в самом клубе тренировалось много спортсменов высокого уровня, таких как Александр Шибаев, Григорий Власов, Ярослав Жмуденко… И даже два спортсмена из северной Кореи. Также клуб обеспечивал частые выезды на турниры за границу. Весь этот объём тренировок и соревнований помог мне плавно войти во взрослый спорт.
Переиграл за это время со всеми игроками национальной сборной, на официальных турнирах обыгрывал Власова, Алексея Смирнова, Василия Лакеева...
Чего добился в России до отъезда? Как оцениваешь свои достижения?
В период выхода из юниоров и до отъезда во Францию мы были бронзовыми, серебряными призерами и чемпионами России. Так же был бронзовым призёром Russian Open до 21 года в 2013-м, и через год уже выиграл тот же самый турнир. Участвовал в Чемпионате Европы в составе сборной России.
Оценить свои достижения сложно. Считаю, что настоящий спортсмен все время будет недоволен своим результатом.
Как поступило предложение перебраться во Францию? Насколько просто принял это решение? Имел ли зарубежный опыт до этого?
Последний сезон в России я понимал, что мне чего-то не хватает, как спортсмену. Стараюсь, тренируюсь, играю на турнирах, но роста нет… Выход видел в том, чтобы полностью изменить условия тренировок, соревнований, место проживания. Поэтому хотел попробовать играть в зарубежном клубе.
Французский «Баярд Аржентан» искал двух игроков. Они уже работали с русскими спортсменами и через Славу Кривошеева вышли на Арсения Гусева, а через него уже на меня. Решение далось мне достаточно просто, я хотел этого. Тем более, что моя жена и семья полностью поддержали меня и мое желание развиваться.
Опиши свой клуб, тренеров и партнеров.
Наш клуб находится в небольшом городке Аржентан на севере Франции. Здесь профессиональный настольный теннис имеет историю длительностью несколько десятилетий и очень популярен среди местных жителей. У нас хороший зал на 25 столов с терафлексом. В клубе работают два тренера и играющий-тренер по физподготовке. Первый тренер – француз Седрик Деманжель, который проводит тренировки, даёт задания и контролирует весь процесс. Второй тренер – это китаец Вейго Жао. Он имеет большой игровой опыт и работает с тобой индивидуально. Есть много игроков из других стран. Например, два возрастных игрока Сегун Ториола (участник семи Олимпийских игр) и Тиаго Монтейро из Бразилии (примерно 130 позиция в мире). Есть несколько игроков моего уровня. Для меня это идеальный состав для тренировок, так как есть и левши, и правши, и защитники, и игроки разных стилей.
Перед матчами директор приносит видео игр соперника, а после турнира приносит запись твоих игр для анализа ошибок.
В клубе часто говорят, что сегодня ты можешь выиграть у кого угодно или проиграть, потому что это жизнь. Но за столом ты должен показать «зубы», а не стоять как мальчик для битья. Я стараюсь уже с первого очка подбадривать себя, кричать… Это даёт хорошие результаты, а поддержка с тренерской скамейки придаёт уверенность в своих силах.
Опиши свой тренировочный день в клубе. Есть ли какие-нибудь особенности тренировок? Соблюдаешь ли план, какие-то упражнения специальные и т.д.?
Тренировки проходят у нас по стандартному графику: пять с половиной дней мы тренируемся и полтора дня отдыхаем. Утренняя тренировка с 9-30 до 12-00, а вечерняя с 18-00 до 20-45. Три раза в неделю я хожу к китайскому тренеру на БКМ (большое количество мячей). Утром и вечером выполняем по четыре задания на столах. Также у меня есть свой план по физподготовке, которого я стараюсь придерживаться: в понедельник – это упражнения на пресс и спину, вторник и четверг – тренажёрный зал, среда и пятница – скоростные упражнения на ноги. Суббота вечером бассейн и сауна для расслабления мышц.
Вот сауна – это самое интересное в твоем субботнем плане))) Удалось ли во Франции поиграть с ТОП-игроками прошлого (типа Adrien Mattenet) и настоящего (типа Tristan Flore или Simon Gauzy)?
Увы... Поиграть в лиге с топ-игроками Франции не удалось, так как они играю в первой лиге, а я – во второй. Зато удалось сыграть с игроками сборной Испании, Чехии и многими сильными китайцами.
Чего добился с клубом и как игрок во Франции?
Во Франции я стал более стабильным и более уверенным в своей игре – это именно то, чего мне не хватало раньше.
Твое самое большое достижение и самый сложный матч на сегодня?
Самое большое достижение – это победа на Чемпионате России 2015 года в команде.
Всегда сложно играть с близкими друзьями. Один из самых сложных таких матчей был с Сеней Гусевым в российской премьер-лиге 2013/2014. Я играл решающую встречу, эмоционально уже было трудно выходить, потому что от меня зависела победа команды. К тому же, мы играли между собой много раз, и он, как соперник, знал все мои слабые и сильные стороны. В итоге я выиграл со счетом 3-2 на 10, как вы понимаете, встреча была очень напряженной.
Есть ли какой-то определенный тип игроков, с которым испытываешь трудности?
Да, мне всегда трудно играть с левшами, так как зачастую проигрываю игру слева налево.
Чем занимаешься во Франции в свободное время? Может появились какие-то любимые места?
Свободное время провожу с семьёй, у нас есть любимая собака, мы много гуляем, смотрим фильмы, учим французский. В этом году исполнил давнюю мечту и научился играть на гитаре, теперь осваиваю репертуар.
Появилось любимое место, куда мы все ходим – это китайский ресторан Chinois. Надеемся, что китайская кухня приблизит нас к китайской игре в настольный теннис! :-)
Как Франция восприняла переход Павла Иванова из запасных в основу «Калужской Ракеты»?
В клубе по этому поводу мы открыли несколько бутылок знаменитого французского шампанского. Отличный повод!
С кем из российских игроков ТОП-уровня поддерживаешь отношения?
Со всеми, с кем активно тренировался и играл, поддерживаю хорошие отношения.
Спасибо за такое открытое интервью, Вильдан! Калужские любители настольного тенниса желают тебе успехов на французской земле. Если будешь в России, то милости просим в «Тайфун»! Калужские «восьмисотники» Ваня «Сосенский Ковбой» Нырков и Юра «Баловень Судьбы» Райнин проверят твой реальный уровень ;)
Максим Мартьянов,
спортивный клуб «Тайфун»
тел. +7 900 571 00 77